Медиапроект Тольяттинского госуниверситета «Свернём в карман» предложил горожанам выразить свой взгляд на Тольятти в коллажах. Работы получились неожиданными и смелыми.
«Свернём в карман» – проект, родившийся как дипломная работа выпускниц центра дизайна Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) Серафимы Комлевой и Дарьи Усмановой. В ушедшем году он стал одним из победителей всероссийского молодёжного конкурса медиапроектов в сфере урбанистики «Городские интонации». Проект был задуман, чтобы показать уникальность Тольятти. На это указывает и его название. «Свернём в карман» – словосочетание, характерное именно для нашего города. Так должен был называться интернет-портал, посвящённый интересным местам Тольятти и малоизвестным фактам его истории. Серафима и Дарья разработали его оформление и даже подготовили макеты полиграфической продукции и мерча для продвижения.
Девушки выпустились из вуза, но их проект оказался настолько интересным, что его было решено продолжить уже в рамках проектной деятельности ТГУ. В прошлом семестре набралась команда студентов, начавших воплощать проект в жизнь. Его куратором выступила третьекурсница центра дизайна Татьяна Рыбинская, руководителем – доцент центра дизайна ТГУ Марина Шилехина, которая являлась научным руководителем и самой дипломной работы «Свернём в карман».
Создать интернет-портал, как это предполагали авторы проекта, пока не удалось, однако с осени 2021-го проект успешно развивается в социальных сетях. В этом семестре интернет-редакция поставила перед собой задачу – выходить из виртуальной среды в городское пространство. Первым, экспериментальным, выходом стало проведение творческой мастерской «Образ города в коллаже» в Отделе современного искусства (ОСИ) Тольяттинского художественного музея. В мастерской приняли участие тольяттинцы разного возраста и профессий. Каждому предоставлялась возможность через коллаж выразить своё отношение к городу. Так что для горожан это тоже был эксперимент.
– Сначала мы провели мозговой штурм и набросали ключевые ассоциации, которые возникают при упоминании каждого из районов Тольятти, – рассказывает Марина Шилехина. – Затем каждый попробовал создать свой, личный образ Центрального, Автозаводского или Комсомольского района. Многие работы удивили меня своей смелостью и выразительностью.
Несмотря на то, что каждый участник мастерской предложил собственный взгляд на городские районы, было в них много общего. Например, образ Комсомольского района получился курортным, солнечным, хоть и немного состарившимся. Старый город предстал в образе советского ретро. А вот Новый город оказался резким, динамичным и по-хорошему наглым.
– Во всех коллажах отражалась любовь к городу. Не было ни одной депрессивной работы, – комментирует итоги Марина Шилехина.
Всего на мастерской было создано 25 коллажей. Теперь студенты-дизайнеры их оцифруют и превратят в диджитал-плакаты, которые будут показаны в ближайшую пятницу на закрытии выставки Digital Art в ОСИ ТХМ.
После первого удачного эксперимента «на местности» «Свернём в карман» продолжит десант в город. Предполагается, что это будут разные площадки и разные темы разговора о Тольятти с его жителями.
В весеннем семестре медиапроект будет набирать студентов в свою команду. Присоединиться может любой желающий, особенно ждут студентов-журналистов и программистов.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.